Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Западный административный округ

Семинар «Система работы со слабоуспевающими учащимися»

22 апреля 2015 года в школе прошел очередной практический семинар для учителей-педагогов по теме "Система работы со слабоуспевающими учащимися". Семинар провел заместитель директора по учебной работе Королев А.П.

КШИ «Навигацкая школа»

Заместитель директора пот УР Королев А.П.

Семинар «Система работы со слабоуспевающими учащимися»

Цели семинара:

  1. принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний, умений и навыков учащихся;
  2. разработка системы методов и приемов педагогической и психологической поддержки неуспевающих учеников;
  3. обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности.

Проблема: В школе слабо поставлена работа со слабыми учащимися.

Так ли сложна программа? или сегодняшние дети не готовы к её восприятию? Что надо учитывать при обучении детей?

Причины неуспеваемости:

ВНЕШНИЕ

  1. Социальные причины
  • Снижение ценности образования в обществе
  • Уклад семьи, уровень воспитанности и отношение к образованию своих детей
  1. Несовершенство организации учебного процесса
  • скучные уроки
  • отсутствие индивидуального подхода
  • конфликт «учитель-ученик»
  • пробелы в знаниях
  • не комфортность в классе
  • пропуски уроков
  • низкий уровень способностей
  • недостаточная домашняя подготовка.

ВНУТРЕННИЕ

  • ослабленное здоровье или особенности нервной системы
  • низкое развитие интеллекта
  • отсутствие положительной мотивации учения
  • слабое развитие волевой сферы
  • заниженная самооценка учащегося

Не секрет, что

Все дети по-разному воспринимают информацию, даже очень простую, на наш взгляд

И уж если так случилось, что ребенок имеет не самые высокие показатели, с чего начать коррекцию?

Условно всех отстающих можно разделить по трем поведенческим типам: два основных и третий смешанный.

Первый тип Ученик с низкой интенсивностью учебной деятельности.

Общие черты:

  • постоянные отвлечения на уроках
  • невнимательность
  • частые нарушения дисциплины
  • домашним заданиям уделяется мало времени
  • замечания учителя заставляют ребенка сосредоточиться лишь на короткое время
  • отсутствует всякое желание заниматься предметом

Вместе с тем уровень умственных способностей у учащихся этого типа вполне достаточный для удовлетворительного усвоения предмета

Основные причины для низкой интенсивности учебной деятельности:

  • Пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу
  • Пониженный интерес к предмету из-за недостатков в методике преподавания учителя
  • Межличностные отношения учитель-ученик
  • Недостаточное внимание со стороны родителей

Комплекс корректировки

Должен предусматривать ряд учебно - воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению интереса к занятиям

  • В процессе опроса учитель подчеркнуто проявляет по отношению к ученику особую доброжелательность, подбадривает его, создает ситуацию успеха
  • При объяснении нового материала учитель более часто обращается к отстающему ученику с различными вопросами
  • В ходе самостоятельных работ ученик получает необходимую помощь, причем с постепенным увеличением ее степени.
  • Необходимо отмечать положительные моменты в работе ученика, постоянно поощряя его к новым усилиям

Второй тип Ученик с низкой эффективностью учебной деятельности

Общие черты:

  • Это дети, которые внимательны, старательны на уроках
  • На выполнение заданий затрачивают много сил и времени, но не справляются с ними и поэтому оказываются в числе неуспевающих
  • Обычно они не умеют производить элементарные счетные действия

Основные причины для низкой интенсивности учебной деятельности:

  • Несформированность умений и навыков - как результат либо в методике преподавания учителя, либо в недостатке родительской любви
  • Пробелы в знаниях из-за пропусков уроков по болезни
  • Недостаточность развития способности к логичному рассуждению из-за недостатка своевременной родительской внимательности
  • Недостаточность развития способности к обобщению
  • Низкий уровень восприятия и воображения.

Комплекс корректировки:

  • Направлен на формирование приемов анализа и синтеза
  • С учеником отрабатывается алгоритм, представляющий систему операций, применяемый в процессе работы над заданием
  • Когда ученик знает, каким должен быть очередной шаг, то это дисциплинирует его мышление, позволяет сконцентрироваться на достижении определенной цели

Третий тип

Неуспевающие учащиеся, значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях

Достижение учащимися этой группы даже уровня обязательных результатов представляет сложную педагогическую задачу.

Комплекс корректировки: Коррекция отставания таких детей должна производиться в специальных классах или индивидуально по программам специалистов

Основное условие предупреждения и преодоления неуспеваемости – это высокое качество урока. Если на уроке обеспечивается понимание учащимися нового материала, глубокое и прочное усвоение его в результате рационально проведенной самостоятельной работы, то при этом неуспевающих становиться значительно меньше.

Необходимо привлекать неуспевающего к работе на уроке – во время проверки выполнения домашнего задания, объяснения и закрепления нового материала. Важно при этом так поставить дело, чтобы неуспевающий работал пусть медленно, пусть с ошибками, но самостоятельно, а не списывал задания у одноклассников.

Учитель не должен спешить ставить неудовлетворительную оценку, чтобы не снизить мотивацию к учению. Слабоуспевающий ученик вначале болезненно переживает плохие оценки, если они с его точки зрения, несправедливы, а потом становится равнодушным к учению. Учитель обязательно должен вызывать слабоуспевающих учащихся к доске при этом методически грамотно организовывать работу класса в этот момент.

Дифференцированный подход целесообразно осуществлять на определенных этапах урока

Так, при введении нового понятия, свойства, алгоритма учителю необходимо работать со всем классом, без деления его на группы. Но после того, как несколько упражнений выполнено на доске, учащиеся могут приступить к дифференцированной самостоятельной работе.

Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей дает мощный импульс повышению познавательной активности.

Консультанты-ученики. В связи с дифференциацией обучения встаёт вопрос об использовании консультантов-учеников. Здесь, конечно, нельзя впадать в крайность. Их можно использовать нечасто, примерно раз в месяц. Велика их роль при работе над ошибками после контрольной работы, на уроках закрепления умений и формирования навыков, на практикумах, зачётах.

Итак,

  • дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения – это необходимое условие для успешного обучения
  • Учащихся следует ставить перед посильными трудностями
  • Учение не должно даваться слишком легко, потому что легкость учения не вырабатывает у учащхся привычки работать с напряжением и преодолевать трудности, а это одно из важнейших человеческих качеств.

И наоборот:

  • если требования, предъявляемые к учащимся, для них непосильны, то они начинают искать обходные пути (списывание, шпаргалки), некоторые пытаются вызубрить наизусть недостаточно понятный материал.
  • Это и есть формализм, который делает полученные «знания» непрочными, неприменимыми, бесполезными.
  • Тогда учащийся теряет интерес к предмету или даже приобретает отвращение к нему.

Поэтому:

  • слабоуспевающим учащимся надо давать посильные для них задания, не выходя за рамки «обязательных результатов обучения»
  • хорошо же успевающим учащимся надо предлагать дополнительные задания, вовлекая их в более углубленное изучение предмета.

В процессе контроля за подготовленностью учащихся:

  • Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения.
  • Тщательно анализировать ошибки, допускаемые учащимися в ответах и письменных работах, концентрировать внимание на устранении типичных ошибок.
  • Контролировать усвоение материала учащимися, пропустившими предыдущие уроки.
  • По окончании изучения темы обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, выявлять причины обнаруживаемых пробелов и намечать меры по их устранению.

При изложении нового материала и организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

  • Делать акцент на разъяснении учащимся наиболее существенных элементов темы.
  • Постепенно ускорять темп обучения, сложность заданий, шире вводить элементы проблемного обучения.
  • Обязательно проверять в ходе урока степень понимания слабоуспевающими учащимися основных элементов излагаемого или изучаемого материала. стимулировать вопросы со стороны обучаемых.
  • Применять разнообразные средства поддержания интереса учащихся к усвоению знаний, умений и навыков.
  • Давать слабоуспевающим примерный план ответа, наводящие вопросы, которые помогают последовательно излагать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке:

  • Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам темы.
  • Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах.
  • Чаще применять проблемные задания для самостоятельной работы, а также задания программированного и алгоритмического типа.

Для того, чтобы добиться успеха в обучении необходимо:

  • Жесткий контроль выполнения всех заданий, особенно у слабоуспевающих учащихся
  • Следить за тем, чтобы каждый учащийся положительно сдал каждую тему (обязательные результаты обучения)
  • Осуществлять дифференцированный подход к учащимся при опросе
  • Домашнее задание должно содержать обязательную часть и дополнительную
  • Дифференцированные задания должны быть и на самостоятельных и на контрольных работах
  • Не допускать отставания учащихся, для этого систематически проводить консультации и дополнительные занятия
  • Не каждый раз ставить «двойку», а уметь терпеливо ждать учащихся с замедленным восприятием
  • Не унижать ученика и постараться самим найти к нему подход

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.
(Л. Толстой)

Практическое занятие:

1.Заполнить таблицу и анкету;

2.Десять правил работы со слабоуспевающими

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ РАБОТЫ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ»

  1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
  2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
  3. Каждый урок - продолжение предыдущего, многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
  4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
  5. Работу со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
  6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
  7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
  8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
  9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
  10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.

Решение семинара.

  1. Осваивать роль организаторов процесса учения, строить субъект – субъектные отношения с учащимися, использовать деятельностные методы обучения. Ответственные: учителя – предметники.
  2. Создать условия для проявления собственной активности учащихся, самореализации каждого ученика через развитие самоконтроля, самооценки, фиксирование своих достижений. Ответственные: учителя – предметники.
  3. Продумать адекватную систему оценивания достижений учащихся в учении. Ответственные: учителя – предметники.
  4. Осуществлять педагогику поддержки (4 тактики: защиты, помощи, содействия, взаимодействия) Ответственные: классные руководители.