Участник проекта "Кадетский класс в московской школе"
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Западный административный округ

Шлыкова С.В. Решение задач на нормы питания детей школьного возраста

Тема: Решение задач на нормы питания детей школьного возраста

Форма занятия: Практическое занятие

Цель: создание условий для формирования знаний о нормах питания и соответствия их энергетическим затратам человека

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся со способами определения норм питания;

- показать необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека;

- учить учащихся работать с нормативными документами;

- закрепить умения решать простые и составные задачи на нормы питания детей школьного возраста (образца ОГЭ)

2. Коррекционно-развивающие задачи:

- корригировать и развивать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей;

- развивать связную речь, обогащать словарь учащихся через ответы на вопросы.

- развивать умение делать выводы, применять на практике полученные знания.

3. Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к учебе, предмету;

- воспитывать умение работать самостоятельно, чувства ответственности при выполнении заданий в парах, желание узнавать новое, бережное отношение к собственному здоровью;

- установить связь материала урока с жизнью и практической деятельностью, использовать знания в новых условиях

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, бельевая веревка 10м, камешки, 3-х литровая банка, метр, линейка, карточки со словами: ротовая полость, пищевод, желудок, 12-перстная кишка, толстая кишка, тонкая кишка; карточка: калория, Раздатка для детей - памятка – калорийность суточного рациона школьника, карточки с задачами.

Оргмомент

Сообщение темы и цели

- Сегодня мы с вами продолжим работу по теме Пищеварительная система, поговорим о значении пищи и нормах питания, для поддержания здорового образа жизни. А поможет нам в этом учитель математики – Любовь Дмитриевна.

Повторение

- Давайте проникнем в тайны процесса, который называется пищеварением.

Благодаря ему, все клетки нашего организма получают питание. Для того, чтобы весь организм человека был накормлен, природа создала в нем самом фабрику-кухню, которая представляет собой очень длинный конвейер.

Наглядно продемонстрировать величину пищеварительной системы нам поможет:

Возьмите 10 метров бельевой веревки и положите ее во всю длину на пол.

Из камешков в начале веревки выложите зубы. Возьмите соответствующую карточку и положите ее рядом.

Отмерь 40 см «пищевода» и поставьте на веревку 3-х литровую банку. Это будет желудок.

От банки отмерьте 25 см и положи в этом месте камешек. Это будет 12-перстная кишка.

Теперь с другой стороны веревки отмерьте 1м 50 см и тоже положите камешек. Это будет толстая кишка, а 7 м в середине – это тонкая кишка.

- Ну, а сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по пищеварительному конвейеру вместе вот с яблоком.

Двигаться вперед вы сможете, только правильно ответив на вопросы.

Что происходит с яблоком во рту?

(В ротовой полости пища обрабатывается зубами и смачивается слюной. Под действием слюны пища смачивается и начинает перевариваться, крахмал превращается в растворимый сахар)

Сколько секунд яблоко «едет» по пищеводу в желудок? (5 с)

(перешли в желудок)

Как желудок переваривает пищу?

(Клетки внутреннего слоя стенок желудка выделяют желудочный сок, под его действием перевариваются в основном белки. Стенки желудка образованы мышечной тканью. Сокращаясь и расслабляясь, они мнут пищу и перемешивают ее с желудочным соком.)

Что выделяет печень в двенадцатиперстную кишку и почему ее так назвали?

(В двенадцатиперстную кишку из печени поступает желчь. Под ее действием происходит распад жиров. Ее длина – 12 пальцев, а в старину палец называли перстом.)

(перешли в 12-перстную кишку)

Что происходит в тонком кишечнике?

(В тонком кишечнике питательные вещества всасываются в кровь. Происходит всасывание.)

(переход в тонкий кишечник)

Что всасывает толстая кишка?

(Через стенки толстой кишки в кровь всасывается вода.)

(переход в толстый кишечник)

Каково значение пищеварения?

(Пищеварение обеспечивает превращение пищи в простые, растворимые вещества, которые легко всасываются в кровь.)

Изучение нового материала

-Какие вещества входят в состав пищи?

(жиры, белки, углеводы, минеральные соли, витамины, вода)

- Все необходимые для жизни и здоровья вещества человек получает с пищей.

- Но питаясь, мы получаем не только необходимое количество белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей, но и запас энергии, которая содержится в различных питательных веществах.

- Значит, пища для нас это?

Пища – источник строительного материала

Пища – источник энергии в организме человека.

- В процессе умственного или физического труда человек расходует энергию. Затраченная энергия восполняется питанием. Материалом для получения энергии служат Таблица. Суточная энергетическая потребность детей и подростков различного возраста (Дж)

Таблица. Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков

- Пища должна восполнять затраты энергии, которые человек расходует в течение суток. Это непременное условие сохранения здоровья и работоспособности организма.

(При составлении норм питания учитывают суточный расход энергии, энергетический запас питательных веществ и потребности организма в различных питательных веществах )

Единицей измерения тепла является джоуль (Дж). Однако в физиологии и медицине используют и внесистемные единицы – калорию или килокалорию (1 ккал = 4,19 кДж).

Под килокалорией понимают количества тепла, необходимое для того, чтобы нагреть 1 л воды на 1 С.

Наблюдения показали, что выделение тепла человека, т.е расход энергии, различен и зависит от характера работы. Чем интенсивнее мышечная деятельность, тем выше расход энергии. Но энергия организмами затрачивается даже при полном покое, т.е работают дыхательные мышцы, сердце, внутренние органы, поддерживается постоянная температура. Расход энергии в организме поддается учету

Практическая работа

- Если вы хотите вести здоровый образ жизни, вам нужно обязательно соблюдать суточные нормы калорий человека и стараться не превышать их.

Ведь ваше здоровье – основа здоровья взрослой жизни. Питание должно быть сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным веществам.

Задача 1: Вычислите калорийность завтрака, полдника, обеда, ужина, 2-го ужина, исходя из расчета потребления в сутки 3200 килокалорий.

Задача 2: Мария, мастер спорта по бадминтону, находится на тренировочных сборах,

где каждый день в течение 4 часов (утром и вечером) активно тренируется со

своими подругами. В свободное время между двумя тренировками девушки

решили пообедать в ресторане быстрого питания.

Предложите Марии оптимальное по калорийности и соотношению белков

меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компен-

сировать свои энергозатраты после утренней двухчасовой тренировки.

При выборе учтите, что Мария любит сладкое и обязательно закажет

мороженое с шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. Однако

тренер просил Марию потреблять блюда с наибольшим содержанием белка.

В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые

блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.

Таблица 1

hello_html_m13259fe6.png

Таблица 2

hello_html_6c99d546.png

Задача 3:

Как вы уже говорили сегодня на уроке - питание должно быть сбалансированным, поэтому в меню прописаны нормы потребления белков, жиров и углеводов. Но мы сейчас будем работать только с калориями, так как нам необходимо просчитать калорийность пищевых продуктов. И определить, соответствуют ли они нормам питания.

- Расчет калорий произведите с помощью калькулятора.

Евгений, 16-летний ученик 9 класса, в летние каникулы посетил

Владивосток. После продолжительной экскурсии на остров Русский он

решил поужинать в местном кафе быстрого питания. Молодой человек

заказал себе следующие блюда и напитки: омлет с ветчиной, картофель по-

деревенски и стакан чая с сахаром (одна чайная ложка). Используя данные

таблиц 1, 2 и 3, определите рекомендуемую калорийность ужина для

Евгения, если он питается четыре раза в день; реальную энергетическую

ценность заказанного ужина, количество углеводов в блюдах и напитках,

а также отношение поступивших с пищей углеводов к его суточной норме.

В ответе укажите: рекомендуемую калорийность ужина, энергетическую

ценность заказанных блюд, количество поступивших с пищей углеводов и

отношение этого количества к их суточной норме.

hello_html_16ca2d98.png

Задача 4: Согласно рекомендациям диетолога калорийность ужина Павла должна составлять 520–540 ккал. Предложите Павлу наиболее оптимальное по калорийности и соотношению жиров меню для ужина из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что подросток обязательно закажет картофель по-деревенски, а также один из напитков. Блюда в меню не должны повторяться. В ответе укажите блюда, калорийность ужина и количество жиров в нём.

Меню соответствует энергетическим потребностям организма школьников. Нормы питания соблюдены.

Закрепление

- Что нового сегодня вы узнали сегодня на уроке?

- Могут ли полученные знания пригодиться вам в дальнейшей жизни? Где?

Какой знак «больше», «меньше» или «равно» нужно поставить в случае:

а) ожирение
б) истощение

в) в норме «энергопоступления»________________ «энергозатраты»

Дополнительные вопросы:

(- Что является источником энергии для организма человека? - (пища)

- Какие питательные вещества являются основным источником энергии? В какой пище они содержатся?

- От чего зависит расход энергии в организм?(От пола, возраста, профессии, места проживания - климатических условий)

Домашнее задание:

- Представьте, что вы поехали куда-либо на отдых. А так как вы люди грамотные, каждый из вас любит себя и заботится о своем здоровье, значит, вы подумаете и о том, как и чем вы будете питаться. Придя в ресторан, кафе вам предложат меню, в котором будет указана калорийность блюд.

Ваша задача - составить для себя меню на 1 день, исходя из положенных для вас норм питания