Участник проекта "Кадетский класс в московской школе"
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Западный административный округ

Шлыкова С.В. Урок по теме "Пульс"

29.11.17 тема занятия: Измерение пульса

Лабораторная работа «Измерение пульса »

Цели занятия:

Образовательная:

  • раскрыть причины движения крови и лимфы,

  • сформировать понятия кровяное пульс,

  • объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах,

  • научить учащихся определять пульс.

Развивающая:

  1. продолжить формирование знаний о строении органов кровообращения в связи с их функциями.

Воспитательная:

  1. воспитание необходимости бережного отношения к своему здоровью

Оборудование: тонометр, секундомер

Организац. Момент

Изучение нового материала

1. Сообщение темы и постановка целей урока.

Задачи:

- познакомиться с понятиями “пульс”;

- научиться измерять определять частоту пульса;

- актуализировать знания о кругах кровообращения

2. Формулирование проблем темы на уроке:

-Что является причиной движения крови по сосудам?

3. Вступительное слово учителя.

-Обратите внимание на слова, которые написаны после темы урока: «Сейчас нельзя обойтись без знаний физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологических вопросов...».

Эти слова были написаны немецким врачом и естествоиспытателем Ю. Майером, человеком, который впервые четко сформулирован закон сохранения энергии. На протяжении многих веков биология была лишь описательной наукой и практически не объясняла причин большинства явлений, происходящих в живом организме.

Человек и его организм - это часть природы, поэтому все, что в нем происходит, подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, физика. Тема нашего урока сегодня" тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. А рассмотрим мы с вами сегодня закономерности движения крови по телу человека.

Все физические процессы, которые лежат в основе жизнедеятельности организма, изучает новая наука, получившая название биофизика.

Сегодня у нас с вами очень много вопросов, которые нам предстоит решить.

4. Объяснение нового материала

1) Кровь нагнетается в кровеносное русло благодаря сокращениям сердца и начинает движение по сосудам кровеносной системы. Движение крови подчиняется законам гидродинамики, хотя в организме эти законы приобретают новое, более сложное содержание. Движение крови по сосудам изучает наука гемодинамика

2) Пульс.

Сокращаясь, сердечная мышца оказывает сильное давление на находящуюся в желудочках кровь. Под давлением кровь из левого желудочка поступает в аорту, стенки которой обладают высокой эластичностью. Поэтому, когда кровь поступает в аорту, она начинает расширяться и расширяется до тех пор, пока приток крови не прекратится. После этого силы упругости растянутой стенки аорты, стремясь вернуть ее к первоначальным размерам, выжимают кровь в более удаленный от сердца участок артерии (обратному току препятствует клапан). Этот участок артерии растягивается, и все повторяется сначала. Поэтому после каждого сокращения сердца вдоль деформации, подобно тому, как распространяются волны по натянутой струне или на поверхности воды от брошенного в нее камня.

Распространяющиеся вдоль артерии колебания ее стенок получили название артериального пульса. Его можно ощутить, если на артерию, находящуюся вблизи поверхности тела (например, у запястья), положить палец.

Измерять частоту, ритмичность пульса люди научились задолго до того, как стало известно его происхождение. Первые упоминания об измерении пульса у человека датируются III тысячелетием до н. э., когда китайский император Хоам-Ту с придворным врачом использовали регистрацию пульса для постановки диагноза. Простота измерения пульса (не нужно никаких приборов, кроме секундомера) делает его одним из основных показателей здоровья и в настоящее время.

5. Лабораторная работа Тема. «Измерение пульса»

Цель: отработать методику измерения пульса.

Ход работы

Предварительные пояснения. Гипотеза: «пульс связан с колебаниями стенок, а не с толчками, возникающими при движении крови»

Чтобы решить эту задачу, надо на каком-то участке артерии остановить движение крови так, чтобы стенки артерий могли продолжаться колебаться.

Для этого:

  • Найдите пульс на лучевой артерии, прощупайте его четырьмя пальцами.

  • Наметьте точку А, ближайшую к большому пальцу исследуемой руки, и точку В, наиболее удаленную от большого пальца. Кровь течет от точки «в» к точке «а».

  • Зажмите артерию в точке а и остановите движение крови на участке «в - а». Ощущаете ли вы пульс?

  • Теперь зажмите артерию в точке «в». Остановилось ли движение крови в этом случае? Ощущаете ли вы пальцами колебательные движения стенки артерии?

  • По данным наблюдениям сделайте выводы; зависит ли пульсовая волна от движения крови?

Оценка результатов. Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от отсутствия или наличия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг к другу, мы не только останавливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий.

Запишите полученный результат.

3.Сравните полученные в эксперименте данные с расчётными.

- Сделайте вывод о состоянии своего пульса.

VI .Охрана здоровья

1. Факторы, негативно влияющие на сердце.

2. Условия нормальной работы сердца.

VII . Общие выводы урока

1. В организме человека кровь движется в соответствии с физическими законами.

2. Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем, и сопротивления, создаваемого стенками сосудов в связи с силами трения.

3. Давление крови зависит от ряда факторов, например, от количества циркулируемой крови, работы сердца и является одним из важных показателей состояния сердца и кровеносных сосудов.

3. Скорость движения крови максимальна в артериях и минимальна в капиллярах, что обеспечивает более качественный обмен веществ между клетками тканей и кровью.

4. Кровь в организме постоянно перераспределяется, в первую очередь она направляется к рабочим органам.

5. Деятельность сердечно-сосудистой системы осуществляется как нервными,
так и гуморальными механизмами регуляции.

VIII. Закрепление изученного материала

Каждой клетке организма необходимы для жизнедеятельности питательные
вещества, кислород, вода.

  • У организмов с незамкнутой кровеносной системой клетки омываются не
    посредственно кровью.

  • Самый крупный кровеносный сосуд — аорта.

  • Пульс человека в покое составляет в среднем 60-70 ударов в минуту.