Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Западный административный округ

Шлыкова С.В. Здоровье сберегающие технологии в образовании в рамках ФГОС

«Здоровье сберегающие технологии в образовании в рамках ФГОС »

Здоровье действительно начинают ценить тогда, когда оно уходит или когда его не хватает. Статья 41 Конституции Российской Федерации гласит, что «каждый гражданин имеет право на охрану здоровья …».

Для осуществления провозглашенных в Конституции прав чрезвычайно важно формировать у школьников мировоззрение о том, что они должны быть не только грамотными, но и здоровыми, т.е. чтобы они осознали необходимость охранять и укреплять здоровье и развивать свои творческие возможности.

Здоровье сберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения, наделяют их признаком здоровье сбережения.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению: характер воспитания и обучения, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д., - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся. Какие же условия и факторы учебной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей? Это:

  • методики, направленные на закрепощение организма в режиме неподвижности. При этом психомоторном закрепощении подросток уже через 20-30 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозе. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.

  • длительная работа в закрытых помещениях. При этом угнетается эмоциональная сфера, подавляется иммунитет, не реализуется генетическая программа детей.

  • вербальный принцип построения учебного процесса. Жизнь изучается по книгам, передается детям как готовая информация, воспринимается ими некритически. Учитель становится - передающим программирующим устройством, ученик – принимающим. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.

  • увлечение методиками интеллектуального развития в ущерб чувственному, разрушающие целостное восприятие мира.

Вдобавок ко всем этим факторам в последние десятилетия в учебные заведения вошли здоровьеразрушающие инновации:

  1. Замена парт на столы, что привело к ранней потере зрения и нарушениям осанки.

  2. Замена электролампового освещения на высококачественное люминесцентное, которое заглушает внутренние биоритмы ребенка, влияет на ритмы головного мозга; а после введения предмета "Информатика" прибавилось и излучение от дисплеев и компьютеров.

  3. Сокращение в учебных заведениях занятий с использованием физического труда, выпуская «безруких», безвольных людей, не умеющих продуктивно трудиться и ценить свой и чужой труд.

Кроме того, в настоящее время в учебных заведениях ведется работа по разработке и апробации различного рода педагогических инноваций. Насыщая учебные программы новой информацией, варьируя содержание учебных планов, забывая о возможностях ребенка, его физических и психических характеристиках. В результате страдает качество знаний.

Поэтому, одной из приоритетных задач, становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора педагогами образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей.

Постановка задачи здоровье сбережения в образовательном процессе может рассматриваться в два этапа.

Первый этап заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.

Второй этап включает программу формирования у субъектов образовательного процесса физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Исходя из всего, можно сказать, что «здоровьесберегающая технология» - это наука о здоровье, здоровом образе жизни и о мастерстве сохранения здоровья.

Ухудшение экологической обстановки города, убыстряющий темп жизни, стрессовые ситуации, неправильное питание, курение, несвоевременное лечение, громадная нагрузка на формирующийся в этих условиях организм – основные факторы, влияющие на здоровье школьников.

Все факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье условно можно разделить на 2 группы:

- факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом;

- и все остальные факторы.

Рассмотрим первый фактор – факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом. Реальным проводников всех идей, инноваций, замыслов, внедряемых в общеобразовательных и других учебных заведениях является учитель – преподаватель. Возложение на него такой, казалось бы, несвойственной ему задачи – заботы о здоровье учащихся – определяется следующими причинами. Во-первых, в нашей стране принято, что взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Именно в учебных заведениях дети проводят большую часть своего времени. И не помогать им сохранять свое здоровье было бы непрофессионально и бездушно. Во-вторых, определенное воздействие на здоровье учащегося оказывает учебный процесс. В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями.

Что же может сделать учитель совместно с администрацией для сохранения здоровья школьников, исходя из принципов, что будущий выпускник должен быть не только технически грамотным, но и здоровым?

Во-первых, обеспечить соблюдение гигиенических требований помещений, где происходит учебный процесс (произвести проветривание, влажную уборку помещения). Во-вторых, выполнить рекомендации СанПиНа (соблюдать воздушно-тепловой режим, требования естественного и искусственного освещения, требования к мебели и т.д.). В-третьих, организовать правильное питание. В-четвертых, соблюдать требования к физиологически обоснованной организации учебного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Для создания необходимых условий успешности в обучении учащихся, выяснения причин их неуспеваемости необходимо изначально подвергнуть подробному анализу случаи не успешности каждого ученика в отдельности. Успех – это состояние человека, качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Такие ощущения возникают у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия.

Успешность школьников напрямую связана с его успеваемостью. Психологи выделяют типы неуспевающих учащихся в зависимости от причин, порождающих неуспеваемость.

Первый тип. Причины неуспеваемости заключаются в низком уровне развития мыслительных процессов, отсутствии познавательных интересов, однако ученик осознает, что учиться необходимо.

Второй тип. Эти учащиеся характеризуются высоким уровнем развития мыслительной деятельности, отрицательным отношением к учению. Такие дети приходят в учебные заведения хорошо подготовленными, но с привычкой заниматься только тем, что доставляет удовольствие. Более широких мотивов у них нет. Самооценка обычно неустойчива, работы выполняются небрежно, необходимые навыки не формируются.

Однако неуспеваемость представляет собой явление, обусловленное целым рядом причин, которые далеко не всегда сводятся к каким-либо отклонениям в умственном развитии школьника. Как правило, неуспеваемость является результатом определенных, сформированных в предшествующем воспитании особенностей личности учащегося, накопления пробелов в знаниях или иных причин и факторов уже не психологического порядка. Следует учесть также, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.

1. Педагогические: низкая эффективность работы учителя по организации учебной деятельности учащегося, пропуски занятий, отсутствие дифференцированного подхода при обучении учащихся, недостаточный учет психологических и физиологических особенностей ребенка при планировании учебного процесса, недостаток заботы и любви родителей.

2. Психологические: несформированность мотивов учебной деятельности, нарушение в эмоционально-волевой сфере, пробелы в знаниях, пробелы в учебных умениях и навыках, низкий уровень познавательных способностей.

3. Соматические и физические: общая ослабленность организма, хронические заболевания, пропуски по болезни.

4. Нейрофизиологические: слабый тип высшей нервной деятельности, нарушения зрения, слуха, артикуляции, микро поражения коры головного мозга.

Что же может предпринимать преподаватель для сохранения здоровья школьников в учебном процессе?

1. Воспитать привычки к здоровому образу жизни и сформировать понимание культуры здоровья, как образца здоровой жизнедеятельности, выполняющей ориентационную и нормирующую функцию.

2. Рекламировать значение сна для здоровья, так как доказано, что во время сна происходит восстановление работоспособности человека, закрепление в мозгу информации, получаемой в течение дня. Ночной сон школьника должен быть не менее 7-8 ч и его нельзя сокращать, используя для подготовки к занятиям или экзаменам. Это грозит умственным переутомлением, снижением работоспособности, ухудшением здоровья.

3. Обратить внимание учащихся на рабочую позу, так как при неправильной позе значительно нарушается кровообращение, появляются застойные явления в брюшной полости, мозге, полости таза, обедняется кровью периферия. В результате постоянного пребывания в наклоненном состоянии вырабатывается поверхностное дыхание, уменьшается жизненная емкость легких, нарушается осанка, дряхлеют мышцы скелета, снижается обмен веществ.

4. Создать психологический климат на уроке (проявление доверительного подхода к учащимся, наличие на уроке эмоциональной разрядки, создание ситуации успеха, учитывая, что успех – это удача в достижении чего-либо, хорошие результаты в работе, учебе).

5. Чередовать методические типы урока с учетом плотности урока, так как смена одного вида деятельности другим дает необходимый отдых головному мозгу и помогает быстрейшему восстановлению работоспособности.

6. Произвести физкультминутки на положительном эмоциональном фоне.

7. Минимизировать объем домашнего задания.

8. Уметь оценивать процесс формирования внимания и мышления.

9. Создать ситуацию работоспособности на данном уроке и при этом преподаватель должен выполнять фундаментальный принцип педагогической тактики: что не преподаватель должен «навязывать» школьнику информацию (в любой форме - фактов, правил, закономерностей, советов, нравоучений), а учащийся должен запросить ее у преподавателя и получить требуемый ответ, т.е. основная задача при проведении практических и лабораторных работ - научить школьников спрашивать.

Во-первых, задавание вопросов – это проявление и тренировка познавательной активности, а она тесно коррелирует с адаптационной способностью, умением и готовностью находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях, включая и те, которые представляют риск для здоровья.

Во-вторых, это показатель включенности ребёнка в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности (в состоянии утомления, безразличия и т.п., учащиеся вопросов не задают).

Наконец, в-третьих, это показатель адекватно развитых коммуникативных навыков: застенчивый, «закомплексованный», боящийся учителя ребенок вопросов задавать не будет, в результате возрастает багаж непонятного учебного материала, что ведет к переутомлению и снижению интереса к обучению.

Можно заключить, что количество и качество задаваемых школьниками вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности. Следовательно, по тому, как и какие вопросы задаются на уроке, можно судить об уровне профессионализма учителя. Полушутливая фраза о том, что «если вопросов не задают – это значит, что или все понятно, или ничего не понятно», по сути – не верна. Это признак или безразличного отношения к полученной информации, или низкого уровня слушателей. Модель работы по вышеназванной технологии, ведущей к здоровьесбережению, включает 3 этапа.

На первом преподаватель сообщает учащимся информацию (рассказывает, читает, демонстрирует в визуальной форме), построенную с таким расчетом, чтобы стимулировать (спровоцировать) вопросы школьников.

На втором этапе дети задают вопросы.

На третьем – преподаватель на них отвечает.

Поощряется как задавание вопросов, так и попытки ответить на вопрос - чужой или свой собственный. Сравнение этой технологии с традиционной, показало снижение утомляемости учащихся и лучшее качество усвоения даже большего объема материала. Урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у учащихся и большей удовлетворенностью от урока как у учителя, так и у учеников.